МО сельское поселение "Хасуртайское" Хоринский район Республики Бурятия

Официальный сайт


Порядок проведения антикоррупционной экспертизы НПА, их проектов и иных документов 

Администрации МО СП "Хасуртайское"   [28 кб]

Осуществление независимой антикоррупционной экспертизы

Независимая антикоррупционная экспертиза представляет собой деятельность  институтов гражданского общества и граждан по экспертизе нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) с целью выявления положений, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» является компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), что обуславливает осуществление независимой антикоррупционной гражданами и организациями, обладающими статусом независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Аккредитацию, то есть процедуру официального подтверждения соответствия юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов установленным требованиям, осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации в соответствии Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утверждённым Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 27.07.2012 № 146. Более подробно процедура аккредитации изложена в презентации.

Для проведения институтами гражданского общества и гражданами независимой антикоррупционной экспертизы исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия обеспечивают открытость и доступность своей нормотворческой деятельности. Так, в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.10.2009 № 398 «О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов» при разработке проектов законов Республики Бурятия, проектов указов Главы Республики Бурятия, проектов постановлений Правительства Республики Бурятия, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия размещают их на своем официальном сайте в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на согласование в государственные органы и организации.

Обратная связь для независимых экспертов

При возникновении вопросов при взаимодействии с органами местного самоуправления МО СП "Хасуртайское" в рамках проведения независимой антикоррупционной экспертизы вы можете обратиться в Администрацию МО СП "Хасуртайское" по адресу: 671425, Республика Бурятия, Хоринский район, село Хасурта, улица Центральная, д. 108.

электронная почта: lubovvladim2015@mail.ru  

телефон: (30148)26-1-66

                                                                  О противодействии коррупции

Противодействие коррупции – одна из важнейших задач, стоящих перед государством в целом и, соответственно, регионами.

Межрегиональная общественная организация развития антикоррупционных программ «Общественный антикоррупционный комитет» называет ряд причин коррупции. Среди них указываются такие как: сырьевая, теневая экономика, несовершенное законодательство, непрозрачность власти – недоступность ее для общественного контроля; низкий уровень правовой культуры, примирительное отношение людей к попранию своих прав и свобод. Эти причины показывают, что противодействие коррупции должно осуществлять совместными усилиями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

Противодействие коррупции включает меры:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Целью противодействия коррупции являются меры, направленные в первую очередь на изменение отношения общественности к коррупции путем формирования атмосферы неприятия коррупции во всех ее проявлениях и создание условий, препятствующих коррупции.

В конечном же итоге последовательная антикоррупционная политика государства направлена на укрепление доверия населения к государственным органам.

На федеральном уровне установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Региональное законодательство, исходя из полномочий субъектов Российской Федерации, содержит меры профилактического характера.

Важную роль в сфере профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которая должна стать одной из составных черт нормотворческого процесса. Антикоррупционная экспертиза призвана повысить качество нормативных правовых актов.

Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» предусматривает следующие принципы антикоррупционной экспертизы:

- обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

- оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

- обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

- компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

- сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Согласно Федеральному закону «Об антикоррупционной экспертизе» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):

- устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил,

- положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

В соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 коррупциогенными факторами являются, в частности:

- отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

- выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

- отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

- отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага),

- противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления иои организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкетном случае,

- установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

- злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

- употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Дополнительно: